Как заменить велопедали и решить проблему несовместимости резьбы
- 30 ноября 2020 14:10:12
- Просмотров: 6316
Во время процесса замены педалей на своем велосипеде Вы можете столкнуться с совершенно неожиданной проблемой: резьба оси Вашей педали может не соответствовать резьбе в шатуне, куда ее необходимо вкрутить. Причина вовсе не в том, что Вы перепутали правую и левую педали, а в отличии типа резьбы.
Такая ситуация может приключиться в том случае, когда Вы хотите поставить современные педали на велосипеды, изготовлены в годы СССР. Но перед тем, как разобраться в этой проблеме, давайте выясним, какой может быть резьба оси на педалях разных велосипедов.
Не стоит забывать, что педаль входит в составную часть трансмиссии. Она закрепляется за шатунами и передает вращательные движения ног. Есть много разных моделей педалей. Отличаются они не только внешне, но еще и выполняемыми функциями.
Что входит в педаль?
Прежде чем понять, какие проблемы могут возникнуть с резьбой, стоит разобраться в том, из чего состоит сама педаль. В нее входит:
· Ось с резьбой (укороченная полноразмерная);
· Рамка;
· Корпус;
· Винты;
· Шипы (съемные интегрированные с корпусом);
· Обозначение на резьбе левой (L) и правой (R) педали.
Как правило, педали изготавливают из сплава алюминия. Так они становятся легче. Однако могут встречаться и стальные. Также в качестве изготавливаемого материала используют пластик или комбинируют.
Стандарты резьбы оси в педалях
1. Эту резьбу принято считать современным стандартом. Вы найдете ее на большинстве велосипедов нашего времени. Она имеет следующие параметры: 9/16"×20tpi (14.29 мм × 1.27 мм)
Разъяснение:
§ 14,29 мм — диаметр;
§ 20tpi — количество витков на дюйм;
§ 1,27 мм — шаг резьбы
2. Устаревший стандарт метрической резьбы, который применялся в годы СССР и носил название «французского»: М14×1,25 мм.
Разъяснение:
§ 14 мм — диаметр;
§ 1,25 мм — шаг резьбы
3. «Американский» стандарт — его можно найти на детских велосипедах, отдельных моделях BMX и на тех, что были изготовлены в США: 1/2"×20tpi
Разъяснение:
§ от 12,4 мм до 12,7 мм — диаметр;
§ 20tpi — количество витков на дюйм
Резьбу на первых двух стандартах почти невозможно отличить между собой невооруженным глазом. «Американский» в полдюйма отличается от них лишь слегка. Среднестатистическому человеку будет тяжело заметить отличие между диаметром 13 мм и 14 мм, и тем более между 14 мм и 14,29 мм. Подсказкой могут послужить педали: советские отличаются от современных своеобразием нарезки резьбы на оси.
Отдельно стоит написать об особенности педалей на детских велосипедах. Зачастую на них отсутствуют даже шатуны, которые заменяются стальной трубкой со специальным изгибом. Как отмечено выше, на них применяется «американский» стандарт, но в интернете обычно указывают, что размер диаметра оси педали равен 13м. Размеры также могут быть указаны в дюймах.
1. Как установить современную педаль на советский велосипед?
Невозможно присоединить современную педаль с резьбой к шатуну старого велосипеда с так называемым «французским» стандартом.
Это относится к велосипедам ХВЗ, Аист, Украина, Кама, Урал, Орлёнок и т.д.
И если с применением большой силы, смазки и необходимых инструментов можно немного провернуть ось — это не принесет желаемого результата. Как оказывается, несоответствие высоты в 0,3 мм является этому ключевой причиной.
К тому же, в советское время был упор на качество и шатуны того времени изготовлены из высококачественной стали. Современные же китайские изделия сильно им уступают. Поэтому, если даже каким-то магическим образом можно было бы соединить эти две детали — высока вероятность того, что вы сорвете резьбу.
Варианты разрешения проблемы
1. Сменить шатуны или систему целиком, включая переднюю звезду.
2. Велосипеды, «рожденные» в советском союзе, все еще сохранились у некоторых бережных хозяев. Поэтому, можно попробовать подыскать педаль.
3. По-новому прорезьбить старый шатун с помощью специального метчика. Шансы на получение положительного результаты достаточно велики при наличии необходимого инструмента и понимающего мастера.
4. Использовать своеобразную втулку — футорку. Информация о ней будет ниже.
В чем суть: в шатун сначала вкручивается эта втулка, а уже потом присоединяется педаль. Успех вероятен с теми же составляющими: наличием хорошего специалиста и индивидуального подхода к ситуации.
5. В качестве альтернативы можно попытаться уменьшить высоту резьбы педали. Только для этого ее придется разобрать, достать из нее ось и отделать на токарном станке. Особо любознательных этот метод может заинтересовать.
2. Как установить советскую педаль на современный велосипед
Для присоединения старой педали на новый велосипед понадобиться гораздо меньше усилий. Главной задачей в этом будет разве что найти старую педаль. Высота ее резьбы меньше, а потому она с легкостью сможет войти в шатун.
Весомую роль здесь сыграет точность размеров резьбы при ее изготовлении и серьезность износа.
Здесь имеется одна тонкость: под конец вкручивание может показаться очень тугим, при этом педаль будет держаться. Дело в том, что резьба вкрутится без проблем, но по причине наличия люфта в шатуне, педаль будет немного «болтаться». В этой ситуации лучше всего будет ее заменить: при эксплуатации резьба в шатуне будет постоянно расшатываться.
3. Как установить педаль с «американской» резьбой на современный велосипед
Если вспомнить размеры, становится сразу понятно, что педаль с таким стандартом подойдет и к новому, и к старому шатуну, но при этом будет «болтаться» и ездить на таком велосипеде будет невозможно.
Успешно решить такую проблему можно с использованием специальной футорки с размером наружной резьбы в 9/16"×20tpi ( в случае с советским велосипедом это будет М14×1,25мм) и внутренней в 1/2"×20tpi. Действовать по такой же схеме, как и в первом случае с использованием футорки: сначала в шатун вкручиваем ее, потом саму педаль.
Под запрессовку существуют аналогичные втулки. В этой ситуации сначала необходимо расточить отверстие в шатуне, только потом вставлять втулку. Процесс занимает чуть больше времени и сил, но, скорее всего, исход будет положительным.
Здесь снова можно вспомнить качество китайских изделий. Случается так, что новая педаль отлично входит и в современный, и в советский шатун и «не болтается». Но может быть и так, что наоборот не входит ни в какой шатун. Еще парадоксальней, когда из двух педалей одного комплекта одна получается вкрутить, а другую — нет.
Избежать этого можно, только если покупать все сразу и проверять на месте.